Чт01182018

Посл. обновление:Вт, 20 Окт 2015 5pm

Back Вы здесь: Home ЗИМНЯЯ БЕЛЬ Без насадки

Без насадки

Цели современного рыболова давно ушли от банальной добычи рыбы на пропитание, а уровень оснащения настолько высок, что в производстве снастей и снаряжения используются чуть ли не космические технологии. Сегодня актуален спортивный подход: обмануть, поймать самую хитрую, осторожную и «грамотную» рыбу, а на первые места вышла ловля вообще без наживки — на искусственные обманки, например, спиннинг или нахлыст. В том числе совершенствуется и зимняя подледная ловля, где все большую популярность набирает безнасадочная ловля на мормышку.

Насколько эта ловля интересна, трудно описать словами — надо пробовать самому. Однако начальный опыт, скорее всего, окажется негативным: просто так, без мотыля, рыба у новичка почему-то ловиться не хочет. Но это только первое впечатление: при правильном подходе и умении ловится — и еще как! И самое главное — именно тогда, когда на любую наживку она совершенно не обращает внимания. В чем же секрет и почему рыба хватает это бездушный и невкусный предмет с крючком?

«Дразнилка»

Суть ловли на «безнасадку» проста — надо рыбу раздразнить, пробудить в ней интерес. Заставить попробовать на вкус эту необычную «букашку» (фото 1), вибрирующую у нее под носом. Вызвать хватательный рефлекс — раздразнить до «белого каления», заставить атаковать, отогнать или попросту уничтожить. То есть играть на рефлексах и инстинктах, на рыбьих нервах. Имитация каких-то подводных обитателей, конечно, тоже имеет место быть, но безнасадочная мормышка скорее все-таки «дразнилка».

Кого, например, может напоминать рыбе своей формой трехлапая приманка типа «Медуза» (фото 2)? Подобных «букашек» в наших водах просто не существует. Но, что интересно, имитации реальных кормовых объектов как раз часто ловят намного хуже, чем фантазийные приманки. Например, искусственный «Мормыш», даже выполненный как идеальная копия, заметно уступает приманке такой необычной формы, как «Чертик» (фото 3), который неизвестно что имитирует. Когда-то, в пору его появления и первого фурора вокруг его необычайной уловистости, рыболовы пытались найти его прототип, но в итоге все пришли к единому мнению, что это — не имитация, и в данном случае работает совсем другой принцип. Какой?

фото 1 фото 2
фото 3

 

Давайте рассмотрим, что происходит при ловле на «безнасадку». Мы разнообразно играем мормышкой и зачастую с очень большой частотой или амплитудой, т.е. так, что ни одному живому организму подобные движения даже в дурном сне не виделись. И бывает, что рыба ее атакует даже при таких очень агрессивных движениях, до того проигнорировав спокойные, близкие к естественным колебания. То есть — реагирует не на имитацию движения реального кормового объекта, а на провоцирующую игру. Именно игру.

Мы порой играем с рыбой, как с кошкой бантиком — поддразниваем, пытаемся просто вызвать интерес. Это один вариант, спокойный. Другой — агрессивный, когда движения мормышки переходят все границы естественного. Впервые испытав подобный тип проводки, просто от безысходности, я был немало удивлен, что не распугал всю рыбу в округе, а получил очень уверенную поклевку. Рыба явно жестко атаковала, а не просто пыталась съесть приманку.

То есть, надо понять, что доступный диапазон видов проводок и их комбинаций очень широк. От самых медленных и плавных до резких и агрессивных. Какая из них будет рабочей и востребованной непосредственно в данный момент — зависит от многих факторов: от настроения рыбы, ее вида, типа мормышки и т.д. Но надо понимать, что какого-то единого рецепта или правила в этой ловле вывести невозможно. Все подбирается и определяется непосредственно на каждой, отдельно взятой рыбалке, отдельном конкретном водоеме. И вдобавок меняется в течение дня.

Например, утром рыба активно кормится, ее цель — что-то съесть. И могут работать спокойные проводки, близкие к естественным движениям водных организмов. Потом, ближе к обеду, она насытилась — и в ход идут уже дразнящие варианты, комбинации, поскольку наша цель — привлечь внимание сытой рыбы и заставить ее схватить мормышку. Это общая картина, а вариантов может быть очень много. При подледных съемках я неоднократно наблюдал, как рыба подолгу рассматривает вибрирующую приманку, а потом явно из интереса щиплет ее губами. Но бывают и прямо противоположные моменты, когда откуда-то из-за объектива вдруг выскакивает шальной окунь — и без раздумий хватает мормышку из-под носа своих пассивно наблюдающих собратьев. То же самое может происходить, скажем, и с кормящейся плотвой. Стая собирает со дна корм, большинство не обращает никакого внимания на приманку, но вдруг одна из них уверенно подплывает — и втягивает ее в рот. И о каких правилах можно говорить, если рыба даже одного вида и из одной стаи ведет себя по-разному?

Меняйте чаще

Известно, что каждая приманка требует своего, персонального подхода. То, что действенно в данный момент с небольшой вольфрамовой «Дробинкой» (фото 4), может совершенно не работать с легкой удлиненной «Уралкой» (фото 5) — и наоборот. То есть, каждая модель требует своей игры для данного момента. И именно это зачастую и является той самой изюминкой, которая возобновляет, казалось бы, совсем затихший клев. Смена приманки и проводки. Это очень и очень важно! Смена типа мормышки, а в совокупности — и вида игры, вновь возрождает внимание рыбы. Наблюдая это действо под водой, я поражался, насколько быстро падает интерес рыбы к мормышке. Первая реакция очень сильная: вся рыба с ближней округи сразу подплывает к движущейся приманке. И обычно самая шустрая старается тут же схватить и попробовать ее на вкус. Но уже на третьей проводке интерес падает — и вызвать атаку может только смена игры. А далее рыба просто перестает замечать мормышку, и схватить ее может только приплывшая со стороны. Но стоит сменить приманку — и все повторяется. Главный практический вывод из этого наблюдения: не надо засиживаться на одной лунке и вымучивать поклевку. Намного правильнее использовать первый, активный интерес — и потом переходить на свежий участок, к другой рыбе. Или хотя бы сменить приманку.

фото 4 фото 5
фото 6

 

Каждому — свое

Также известно, что мормышки различаются не только по своей уловистости вообще, но и даже по отдельной рыбе — разные ее виды предпочитают какие-то свои модели. Лещу нравится одна форма, плотве — другая и т.д. Почему? Может, каждая мормышка конфигурацией и размерами соответствует каким-то определенным пищевым предпочтениям для рыбы этого вида? Возьмусь предположить, что дело больше все-таки в колебаниях, точнее — в их различии. Ведь по законам гидродинамики у тех же «Дробинки» и «Уралки» они просто не могут быть схожими — благодаря их разной форме. Вытянутая и вдобавок изогнутая мормышка будет двигаться совсем по-другому, нежели шароподобная «Дробинка». И именно эти различия наиболее актуальны для рыбы. Внешний вид, конечно, тоже важен, но все-таки, исходя из моих практических наблюдений, тип проводки, вибрация, особенности колебаний, движений имеют приоритет в «безмотылке».

Немаловажен и размер мормышки. Одинаковая форма при разном ее размере (объеме) будет «играть» по-разному. Мы можем не обратить внимания на, казалось бы, несущественную разницу в один миллиметр, но для рыбы она может оказаться ощутимой. В качестве утрированного примера представьте какого-нибудь плоского «Клопа» в двух размерах — 5 и 10 мм длиной (фото 6). Какова у этих двух мормышек будет разница сопротивления воде во время колебаний? Насколько изменится возмущение воды, все гидроакустические параметры? Как повлияет повышение инертности приманки на ее «игру»? Очень заметно, и все это происходит при любом, даже небольшом, изменении размера, только в разной степени.

Не менее важно и соотношение «масса — объем» — удельная плотность материала. Небольшая и тяжелая вольфрамовая мормышка будет «играть» заметно резче, чем объемная и легкая модель, изготовленная из свинцового сплава или олова. Меньший объем при более высокой массе будет иметь меньшее сопротивление воде со всеми вытекающими последствиями. На практике все это выражено в том, что при одинаковой проводке (работе сторожком) мормышки из разных материалов и разного размера в толще воды движутся по-разному.

«Обвес»

На «игру» мормышки заметно влияет и «обвес» в виде крупного бисера или всевозможных «крылышек» (фото 7), которые не только притормаживают колебания, но и вдобавок парусят — меняют траекторию движения мормышки. То есть, одна и та же модель будет «играть» по-разному без дополнительного оснащения и с ним. И в этом плане надо учитывать, что «обвес» мормышки зачастую становится намного важнее самой приманки. А та в данном случае выступает больше в роли трейлера — основы, на которой располагаются и «играют» разнообразные бусинки, цепочки, «крылышки» и т.п.

Особо это выражено в крупной и легкой подвеске, когда этот элемент может двигаться даже энергичнее, чем сама мормышка — и привлекать к себе основное внимание рыбы (подвеска «Серьга» на фото 8). А если подобные дополнения расположены вдобавок еще и на подвижных крючках, то само тело мормышки может вообще существенно потерять свою актуальность. Пример — мормышка «Медуза» с подвесным крючками (фото 9). При подводных съемках отлично видно, как рыба реагирует именно на движение, вибрацию крючков, как отдельных частей — и пытается откусить именно их. Наверное, многие замечали, как, например, плотва упорно попадается на один из трех крючков «Медузы», на котором расположен бисер какого-то определенного, понравившегося ей цвета. И что в этом случае представляют эти крючки с бусинками, если исходить из теории имитации? Ножки подводного насекомого, особое лакомство, которые рыбе надо непременно оторвать и съесть отдельно? Конечно же, нет. И вывод один: в большинстве случаев все элементы в «безнасадке» выступают в качестве раздражителя — как по отдельности, так и в совокупности.

фото 7 фото 8
фото 9-10

 

И раз уж речь пошла о дополнительном «обвесе», то надо отдельно рассмотреть и звучание бисера или подвижных крючков. Простейший эксперимент в банке с водой покажет вам, насколько различается это звучание в зависимости от материала бисера. Стеклянный, пластиковый или капроновый материал очень отличаются по силе и типу звучания. Какой вид требуется разной рыбе, сказать однозначно сложно. Бывает по-разному: то «звонкое» стекло ловит лучше, а то наоборот — лучше «бесшумные» кембрики. Многое зависит от настроения рыбы, сезона и т.д. Надо просто иметь разные варианты в своем арсенале — и пробовать все на месте.

Кивок

Теперь необходимо вспомнить о самой снасти. Главный инструмент «безмотыльщика» — это кивок, а каково его влияние на «игру» мормышки — можно даже и не говорить. Материал пластины, а также ее геометрия — длина, толщина и конусность, очень важны. По сути, каждому требуемому типу игры в совокупности с определенным видом мормышки должен соответствовать свой тип кивка. Простейший пример — короткий пластиковый сторожок отлично отрабатывает высокочастотную игру, но не сможет должным образом выполнить плавные «лещовые» качания. Именно поэтому в ящиках опытных «безмотыльщиков» такое количество заранее снаряженных удочек с разным оснащением.

На первый взгляд, моделей кивков вроде бы очень много, но, исходя из основных параметров, все это многообразие можно разделить лишь на две группы — по материалу пластины и ее геометрии. Изменяя эти основополагающие параметры, мы можем получить очень разные по своим характеристикам кивки.

Пластиковая пластина менее инертна и быстрее отрабатывает колебания, а металлическая — более плавная и медлительная. Далее на эти отличия налагается и разница в работе длинных или коротких кивков и, конечно, конусных или прямых. Возьмем, например, короткий пластиковый кивок с выраженным конусом (фото 10) и длинный металлический прямоугольного профиля (фото 11). Первый вариант идеально подходит для игры высокочастотной, малоамплитудной — быстрой и мелкой. А второй — для более спокойной, широкой и медленной, высокоамплитудной и низкочастотной. Разные виды кивков подбираются по совокупности всех условий ловли и оснащения.

Леска

Важна и леска. Принято считать, что она должна быть максимально тонкой. Но это требуется не всегда. Ведь главное — не ее незаметность для рыбы, а информативность передачи колебаний кивка к мормышке. Просто представьте, как будет «играть», допустим, «чертик» крупного размера на леске двух разных диаметров — 0,1 и 0,15 мм на большой глубине (читай: при большой длине лески). При неоправданно малом диаметре тонкий и упругий нейлон станет заметно гасить колебания по пути от кивка к мормышке. В итоге не всегда требуется самая тонкая леска, а ее диаметр и упругость должны соответствовать массе мормышки.

Кроме этого надо учитывать, что леска обладает «парусностью» при движении в воде. Например, представьте, что происходит с толстой леской при ловле на течении. Ее не просто сносит тягой воды, а вдобавок еще и выдувает в дугу. Как это влияет на работу всей снасти и непосредственно на колебания приманки можно легко представить. Даже сравнительно небольшая «тяга» в озере или на водохранилище вносит свой вклад в «игру» мормышки при большой длине лески. Это влияние бокового сопротивления, которое напрямую зависит от общей площади лески — диаметр помноженный на длину, что, в общем-то, понятно всем.

фото 11 фото 12
фото 13

 

Но существует и еще один «подводный камень», связанный с толщиной и длиной. Вертикальное движение лески в воде также имеет заметное сопротивление. Все, конечно, относительно, и мы его почти не замечаем, когда руками вытаскиваем леску из лунки. Но, чтобы понять, что оно существует, просто вспомните какое сопротивление вы ощущаете, когда вытягиваете из воды оборванный на зацепе шнур при ловле спиннингом. При длине в 20 м, даже при небольшом диаметре, оно при подмотке катушкой очень заметное. И это ощутимо даже при подмотке с помощью механизма с шестеренками. А в какой степени действует подобное сопротивление при передвижении лески с помощью тонкого и гибкого кивка? Факт, что оно существует, и понять, насколько это влияние меняется при увеличении диаметра, думаю, нетрудно. В итоге необходимо учитывать, что одна и та же мормышка, но с разной снастью, на разной глубине и в разных условиях будет работать в воде по-разному — и все оснащение должно быть соответственно сбалансировано.

Удильник

Надо упомянуть, конечно, и удилильники во всем их многообразии. И у каждого «безнасадочника» — свои модели, соответствующие личным вкусам (фото 12). Общие требования просты: удобная в ладони, легкая, теплая и функциональная удочка. Если говорить более подробно, то нужно выделить узел катушки, который не должен допускать сброса петель и закусывать леску, как это случается, например, со всеми нами любимой «балалайкой». А вот, например, такая конструкция безосевой удочки подобного недостаткам лишена (фото 13). Второе требование к катушке — это наличие так называемого «фрикциона», т.е. возможности сброса лески при критическом натяжении. Это очень важно, поскольку обычно в «безнасадке» применяются очень малые лесочные диаметры — и при ловле на малых глубинах, когда растяжимости упругой лески недостаточно, чтобы погасить излишне резкий рывок даже среднего размера рыбы, при подсечке легко оборвать тонкую нить. В связи с этим можно упомянуть и шестик, который тоже в некоторой степени гасит, амортизирует излишне резкое усилие при подсечке. Достаточная длина, тонкий диаметр и упругий материал способен заметно снизить количество обрывов. Но надо учитывать, что длина шестика так же влияет и на параметры игры кивком: длинным можно работать с широкой амплитудой, а вот для высокочастотной и низкоамплитудной игры все-таки удобнее более короткие шестики (фото 14). Хотя все это, естественно, дело вкуса и привычки.

фото 14

 

Модели «безнасадок»

В заключение статьи рассмотрим некоторые модели безнасадочных мормышек и их различия. Для примера возьмем максимально отличающиеся как по форме, так и по оснащению. Например, «Нимфу», «Чертика» и «Медузу».

Первая (фото 15) известна уже много лет и ее можно позиционировать как самую универсальную и популярную модель. Она допускает самое разнообразное применение, по разной рыбе. И у многих «безнасадочников» считается самой «убойной» мормышкой. «Нимфа» обычно включает в свое оснащение так называемые «крылья» — тонкие и легкие пластиковые диски, которые при работе мормышкой очень оригинально «играют», порхают на цевье крючка. Это, пожалуй, самый подвижный «обвес» из всех применяемых в безнасадочной мормышке, что вносит немалый вклад в уловистость этой модели. Одна из главных особенностей «крылышек» заключается в том, что они, придерживая, подтормаживая крючок, почти не влияют на «игру» самого корпуса мормышки, т.к. большое внутреннее отверстие позволяет им двигаться почти независимо от его колебаний. Но как бы ни влияли «крылышки» на уловистость, а форма «Нимфы» и ее угол подвески также очень важны. Их сочетание дает ту самую, привлекательную для рыбы «игру» мормышки, когда вертикальные и горизонтальные колебания находятся в правильной пропорции. При изменении амплитуды меняется и степень раскачивания мормышки в горизонтальной плоскости, чем можно добиться самой разнообразной «игры» — и тем самым привлечь всевозможную рыбу в разных условиях.

Сравнительно недавно набравший популярность «Чертик» (фото 16) уже заметно отличается от «Нимфы». И главное его отличие заключается в вертикальной подвеске. Конечно, никто не запрещает изменить угол даже до 30º, но, по моему скромному мнению, это уже будет не «Чертик». Именно вертикальное расположение, и в связи с этим отсутствие каких-либо горизонтальных движений при игре, как раз и является изюминкой мормышек этого вида. Пусть форма «Чертиков» и допустима разная, но факт, что она всегда строго пропорциональна в своем сечении, и ее геометрия обычно не допускает каких-либо боковых, несимметричных отклонений. Пусть это вытянутая капля, пузатый «клопик» или тонкий столбик, но они всегда пропорциональной формы.

«Обвес» этой категории мормышек играет уже далеко не такое значение как у «Нимфы». «Чертики» без дополнительного оснащения ловят зачастую даже лучше, чем с ним, что говорит о важности параметров именно самого тела этой мормышки. Более того, надо учитывать, что перебор в размере бисера, вдобавок подвешенного на один крючок, заметно изменяет характер колебаний этой мормышки. Естественно, имеют право на жизнь самые разные варианты, но классический «Чертик» все-таки применяется с «голыми» крючками или с самым мелким бисером на всех трех крючках.

фото 15 фото 16
фото 17

 

А вот «Медуза» (фото 17), совсем недавно появившаяся в наших арсеналах, как раз всегда, в обязательном порядке, имеет в своем оснащении бисер. Особенность этой мормышки заключается в подвижных подвесных крючках, которые просто перестают «играть», если не будут иметь на себе дополнительных элементов. Колебания крючков в совокупности со звуком — звоном бисера — очень эффективно привлекают рыбу. Как я писал выше, подробно рассмотрев работу «Медузы» через подводную камеру, могу с уверенностью сказать, что именно движение крючков и бисера на них имеют в данном случае первостепенной значение. Движение, вибрация этих подвижных элементов могут быть очень незначительными и даже незаметными для человеческого глаза, но рыба все отлично ощущает и реагирует на них. Именно поэтому следует уделять особое внимание качеству подвески крючков и подвижности бисера на них. Также при выборе этих мормышек нужно следить за параллельностью положения крючков в крайнем верхнем положении. То есть — как они встанут при падении мормышки вниз. Проверить это просто — если перевернуть «Медузу» вниз крепежным колечком, то крючки должны расположиться в строго параллельной плоскости (фото 18). Если один из крючков встанет криво, то при свободном падении «Медуза» будет заваливаться на бок, что крайне нежелательно. Она должна падать строго вертикально, а крючки при этом расходиться параллельно в стороны. Кстати, плавное падение, планирование «Медузы» на дно за счет того, что крючки парусят и тормозят мормышку при погружении, тоже имеет немалое значение.

фото 18

 

Естественно, форма «Медуз», как и у всех безнасадочных моделей мормышек, не менее важна, т.к. первое впечатление на рыбу оказывает именно она. Применяя «Медузу», можно варьировать проводки от самых активных, с большой амплитудой, до высокочастотных — без выраженного движения тела приманки. В первом варианте рыба больше реагирует на колебания тела, а во втором — уже непосредственно на вибрацию крючков и бисера. Сочетая эти проводки, можно пользоваться «Медузой» и просто как «Чертиком», а можно, сначала раздразнив активной проводкой, вызвать на поклевку пассивную или осторожную рыбу за счет деликатной «игры» подвижных элементов. В итоге эту приманку можно поставить в категорию «два в одном» — и «Чертик», и классическая «безнасадка» в одном флаконе. На данный момент именно «Медуза» в моем арсенале стоит на первом месте.

Заключение

Ну вот, пожалуй, и все, если говорить о «безнасадке» в общем. Но для того, чтобы полностью и подробно раскрыть эту очень интересную и уловистую ловлю, надо посвятить каждой части и даже каждому элементу отдельную статью. Например, касаемо только «обвеса», дополнительного оснащения мормышки, можно говорить бесконечно. А если попытаться раскрыть тему проводок разных мормышек по разным видам рыбы, иначе говоря — технику ловли, то можно написать целую книгу. Кроме этого не менее важна и тактика, которая тоже отличается от ловли с насадкой. У «безнасадочников» свой, особый стиль, который, кстати, у каждого опытного рыболова отличается даже при ловле на одном водоеме, что говорит о том, что однозначных инструкций в такой ловле быть не может — и каждому начинающему «безнасадочнику» приходится идти своим путем. Тем более надо всегда помнить, что подо льдом каждый год все меняется, и только постоянное совершенствование и эксперименты позволят вам ловить успешно и результативно. Удачи на льду!

В предыдущем номере журнала я попытался описать в общих чертах свой взгляд на особенности разных моделей безнасадочных мормышек и немного упомянул о снасти, а в этой статье попробую рассказать о своем подходе к тактике и технике безнасадочной ловли. Конечно, это лишь мой личный подход, который выработался в местных условиях и под влиянием поведения нашей уральской рыбы, а тактика ловли на ваших водоемах, уважаемые читатели, может и как-то отличаться. Но, надеюсь, основы совпадут, и для начинающих безнасадочников будет польза от этой статьи.

фото 1

 

Во-первых, предварительно отмечу, во всем многообразии приманок для безнасадочной ловли мне до сих пор больше всего импонирует «Чертик» (фото 1). И ловлю безнасадки я начинал осваивать именно с него, а это, конечно, внесло свою специфику в мой подход. Во-вторых, основная моя цель — это крупная рыба (в наших водоемах самый доступный вид — лещ), а, например, ловля некрупного окуня или плотвички — все-таки второстепенна, хотя зачастую именно она получается самой интересной и напряженной (допустим, когда надо очень быстро наловить живца для жерлиц).

С лещом все понятно: определи свою стратегию и технику ловли, наиболее рабочую на данном водоеме (в моем случае — это озера) — и только корректируй ее сообразно конкретному моменту (сезону, погоде и т.д.). А вот при ловле мелочи для жерлицы, когда дорога каждая минута (ведь утренний жор щуки проходит!), в ход идет весь опыт безнасадочной ловли во всем своем разнообразии.

Ищем леща

Но давайте начнем с ловли подлещика, как наиболее распространенной и многими любимой рыбы. Коренное отличие «безнасадки» от ловли с наживкой заключается в том, что на «голую» мормышку леща удается поймать даже тогда, когда тот совершенно игнорирует любую еду. И более того: это и есть лучшее время его ловли на «безнасадку» — момент, когда он уже плотно позавтракал, но еще активен и живо реагирует на все происходящее вокруг него. В это время требуется просто его заинтересовать, раздразнить и заставить схватить это «нечто», вибрирующее у него перед носом.

Но, естественно, хоть сутками увлеченно играй мормышкой подо льдом, но не получишь ни поклевки, если леща там просто нет. Поэтому первостепенная задача — найти рыбу. Это простейшая аксиома, которую вроде как знают все, но, к сожалению, многие часто ленятся воплощать ее в жизнь.

Мой стандартный подход при поиске леща не содержит ничего оригинального. Первый поиск на новом участке водоема на 50% ведется вслепую. Подлещик — одна из самых непредсказуемых рыб, и может оказаться в совершенно неожиданном месте. Поэтому предварительно «пробив» примерную информацию по глубинам и профилю дна у местных рыболовов, я начинаю засверливать разнообразные глубины, стараясь охватить лунками максимально большую площадь. Мой стандарт количества лунок — 20 штук, но далее, если обнаружатся поклевки леща, я могу добавить еще несколько, чтобы определить наиболее перспективную площадь ловли и, если удастся, дальнейшее направление передвижения леща. А то, что стая подлещика постоянно передвигается — хорошо известно. Наша задача — определить, в какую сторону он сдвинется завтра (хотя бывает, что подлещик просто исчезает из этого района за ночь и обнаруживается где-то очень далеко). Поэтому я засверливаю предполагаемое направление в конце рыбалки — и утром следующего дня пытаюсь понять, куда же он переместился. Обычно такое я практикую при ловле на площадках с ровным дном.

Прикормка

Следующий вопрос — кормить или не кормить? Хотя многие ловят «вчистую», я категорически против этого. Просверлить немалое количество лунок — и пропустить подход леща, только потому, что ты опоздал к лунке всего на минуту — очень обидно. А небольшой пятачок прикормки или горсточка копошащегося в иле мотыля задержит его у лунки до вашего появления. Поэтому лично для меня ответ на это вопрос однозначный — кормить! А предназначение прикормки в нашем случае — не возбудить аппетит рыбы, а просто заинтересовать, задержать ее на этом месте до нашего прихода.

Второй вопрос — чем прикармливать? Тут очень много зависит от вашего водоема. Где-то достаточно простых хлебных сухарей, а где-то требуется живой корм. Если вы не знаете, что здесь в фаворитах, то пробуйте комбинировать: немного растительной прикормки и щепотку мотыля.

Бывают моменты, когда подлещик упорно обходит стороной лунки с белым пятном размокших сухарей на дне. Поэтому в разведочную рыбалку можно поэкспериментировать иначе — кормить соседние лунки разным кормом. Лично я уже почти прекратил эксперименты с разнообразными компонентами растительных прикормок — и в основном пользуюсь чистыми сухарями и мотылем, хотя при плотном рыболовном прессинге на водоеме порой приходится выделять свои лунки чем-то особым. Главное тут — не переусердствовать с запахами и количеством компонентов.

Тактика ловли

Но раз уже пошел разговор о прикормке, то давайте рассмотрим ее как часть тактики ловли. И надо сказать — очень важную часть, что можно показать на примере прикармливания сухарями. Дело в том, что на многих водоемах рыбаки категорически настроены против прикормки растительного происхождения. Мотивация проста: на сухари собирается со всей округи плотвичка — и просто не дает ловить, моментально объедая мотыля на крючках. Да, это так. Но! В нашем случае неуемная плотва (или другая мелочь — скажем, ерш или мелкий окунь) — индикатор отсутствия рядом крупной рыбы. То есть, если вы опускаете «Чертика» в лунку, и его сразу начинает безостановочно атаковать мелочь, то в этом месте леща нет. Все ясно, можно следовать дальше. Благодаря этому вы затрачиваете на проверку лунки всего несколько минут. А вот если после пары проводок никто даже не задел приманку, то есть повод насторожиться. Лично для меня это сигнал: под лункой стоит лещ. И вот здесь вступает в работу техника ловли.

фото 2Сперва лучше точно убедиться, что под лункой нет мелочи — вроде ерша или плотвы. Поэтому быстро меняем основную лещовую снасть с «Чертиком» на «правильную» — настроенную на мелочь, и применяем соответствующие проводки. Например, в ход идет небольшая вольфрамовая «Дробинка» (на фото 2 — крайняя слева) и самая мелкая высокочастотная игра. Вариантов проводок много — и поэтому вы должны заранее вычислить, что действенно для этого водоема. Тем не менее, особой сложности здесь нет. Мелочь себя обычно-таки быстро выдает, и в данном случае даже не возбраняется для уверенности подцепить на крючок мелкого мотыля. Это намного ускорит процесс проверки. А когда вы убедились, что, несмотря на все ваши усилия, никто не проявляет к мормышке интереса, пора переходить к лещовой технике. Опишу поэтапно, как это делаю я.

Первое, что надо понять: подлещик крупный, около килограмма не настолько активен и любопытен, как среднего размера, что обычно хватает «Чертика» уже на второй-третьей проводке. Чтобы вызвать крупную рыбу на поклевку, часто требуется провести определенную комбинацию проводок, одна из которых будет дразнящей или просто привлекающей его внимание, а следующая — направлена непосредственно на поклевку. Кратко суть этой техники: заинтересовать — раздразнить — заставить попробовать.

Видов проводок может быть много, и каждая может быть эффективной в определенный момент и по разной рыбе. Но принцип я все же могу выделить: делать проводки сериями и составлять из них комбинации. Основой служит вид проводок в комбинациях, а эффективность, заложена в кардинальной смене типа проводки в следующей серии. Чаще всего делаем так: сначала работаем дразнящими проводками и добиваемся, чтобы рыба обратила внимание на «Чертика», а потом Меняем проводку на эффективную в данный момент — даем рыбе возможность попробовать приманку «на вкус». Однако не всегда требуется рыбу предварительно дразнить, бывает и так, что пассивно наблюдавший за аккуратными проводками лещ не выдерживает — и хватает как раз очень активно играющего «Чертика». Но главное остается неизменным: работает именно смена вида игры. Первое опускание на дно — это очень важно. Ни в коем случае не позволяйте себе никаких лишних движений сторожком — одним небрежным или случайным рывком лески, а значит — подпрыгнувшим перед носом у рыбы «Чертиком», вы испортите весь эффект начальной проводки. И более того: если насторожить рыбу неестественными движениями приманки при первом ее появлении на дне, потом очень тяжело будет заставить ее схватить этот подозрительный объект.

Я часто применяю резкое, свободное падение «Чертика» на дно. Это уже дразнящее движение. Многие делают обязательную паузу перед первым подъемом, и я ее также применяю, но чаще подъем начинаю сразу, без малейшей остановки — не даю рыбе рассмотреть приманку и убедиться в ее несъедобности. «Чертик» падает на дно, окунается в ил, подняв привлекательное мутное облачко — и сразу начинается в меру энергичный, средней скорости и с широкими колебаниями подъем, не пугающий леща, а заставляющий обратить на приманку внимание. Высота первой проводки не должна быть излишней — полметра максимум, а чаще достаточно еще меньше — 20 — 30 см. Последующие также ведем только до этой условной границы первого подъема — и делаем все максимально однообразно. Этим мы добиваемся решения двух задач: не уводим «Чертика» из поля зрения обычно стоящей у дна рыбы и не переходим грань дразнящей серии. Итак, резюмируя: падение приманки, подъем на полметра (никаких остановок в конце, чтобы весь процесс шел безостановочно) — и резкий бросок на дно в свободном падении, этот рывок вниз тоже провоцирует рыбу. И сразу же начинаем следующий подъем, точно такой же, идентичный во всем предыдущему. Не могу точно объяснить механизм действия этих однообразных серий, но именно монотонные, повторяющиеся, совершенно похожие друг на друга проводки являются у меня основным и действенным способом. Обычно при нормальной активности рыбы достаточно трех дразнящих проводок, уже в течение которых часто следует поклевка. Если рыба капризничает, то количество можно увеличить хоть до десяти раз — хуже, поверьте, не будет. Последнюю, заключительную в этой серии проводку делаем уже выше предыдущих, уводя «Чертика» от рыбы и, соответственно, вынуждая ее атаковать приманку. Высота подъема максимальная — насколько руки хватает. Много поклевок происходит в самом конце, на вытянутой руке.

Если поклевки нет — начинается более результативная, вторая фаза. Вот тут и применяем эффект смены проводок. Так как первая серия подъемов была энергичной, вторая идет противоположно — спокойная и плавная. И обычно при первых же плавных качаниях «Чертика» следует мощный загиб кивка. Можно порассуждать, что и как происходит на дне, но главное в том, что этот переход от раздражающей к привлекательной проводке действует стабильно. Если после первой спокойной проводки поклевки нет, проведите еще пару раз до одной высоты — и потом опять повторите максимальный подъем. Если вы так ничего и не добились, лучше перейти на другую лунку. Не рекомендую засиживаться на одной, кроме случаев, когда вы уверенны, что рыба очень пассивна и ее необходимо долго дразнить. Тогда применяйте весь возможный арсенал проводок, складывая из них серии и меняя комбинации, т.е. экспериментируйте. Но логичнее перейти на следующую лунку, а на эту вернуться попозже, применив уже другую игру и комбинации проводок. Ведь не секрет, что лещ может быть в данный момент просто полностью апатичным — и ни на что не обращать внимания, пока не подойдет определенное время. Поэтому лучше почаще, но, не задерживаясь подолгу, проверять эту «молчащую» лунку. И, скорее всего — именно в ней вас ожидает самый весомый трофей.

Влияние «обвеса»

Что касаемо проводок, у многих сложился стереотип, что лещовая игра — это широкая и плавная работа кивком. Но это, конечно, не так. Очень многое зависит не только от настроения леща, но и от самой приманки. Например, при ловле на «Медузу» (фото 3) часто работают аккуратные малоамплитудные колебания. С чем это связано? С устройством приманки. Основная «фишка» нашей «Медузы» — это ее легкие подвижные крючки с бисером на них и их особое движение. Несложно представить, что именно такая вибрация заставит их играть правильно. То же касается и «Чертика», если у него на крючках подвешен бисер. Чтобы он «забренчал», правильно завибрировал — нужна игра с малой амплитудой. Именно поэтому я различаю «Чертики» с «обвесом» и без него. А если отдельно рассмотреть все дополнительные «украшательства» наших мормышек в виде бисера, «крылышек» и т.п., то нужно сразу выделить следующее: каждый такой элемент имеет свои параметры, и все это нужно применять с умом. Тот есть, во многих рыболовных исследованиях рассматривается множество интересных проводок, но без какой-либо привязки к приманке и ее «обвесу». А ведь даже одна и та же мормышка на одинаковой проводке, но с разным «подвесом», будет играть по-разному. Возьмем, к примеру, всем известный и популярный бисер. Новичок просто берет изделие понравившегося ему цвета — и насаживает его на крючок. А ведь бисер даже одной формы и размера может отличаться по материалу — скажем, из стекла он или из легкого пластика. Плотность материала у них разная — и их движения в воде будут заметно отличаться. Даже при одних и тех же колебаниях мормышечного крючка колебаться бисерины будут неодинаково. К тому же и звучание этих материалов заметно разнится. Что более эффективно — это отдельный вопрос, зависящий и от вида рыбы, и от ее настроения. А ведь кроме бисера активно используется «обвес» и из «глухих» силиконовых шариков, из мягких пластиковых кембриков (фото 4). И тут отличия могут быть просто кардинальными.

фото 3
фото 4

 

И вообще — нужно разнести вибрацию «обвеса» и анимацию мормышки в разные категории — как, например, это делается — в отношении воблеров. Колебания приманки — это одно, а вибрация бисера — другое. Но они, естественно, связаны между собой, и это обязательно надо учитывать. Возьмем, для пояснения, два разных варианта. Амплитудная игра «Уралкой», на крючок которой насажен крупный и легкий бисер (фото 5), который будет активно перемещаться вдоль расположенного почти вертикально цевья, но почти не создавать высокочастотной вибрации. Или работа «Дробинкой» с более горизонтальной подвеской, на крючок которой насажен стеклянный бисер с небольшим внутренним отверстием, не имеющей заметного продольного перемещения (фото 6), но зато активно вибрирующий на почти горизонтально расположенном цевье — и вследствие этого издающий отлично слышимый звон. Кроме этого, разные проводки могут по-своему влиять и на одинаковый вариант «мормышка & обвес». Например, как будет отличаться вибрация бисера на подъеме и опускании? В первом случае на бисер давит вода от его вертикального перемещения вверх, и на эту силу налагается сам вес бисера, который также прижимает его к крючку. А на опускании, естественно, все наоборот: вода подталкивает бисер снизу, тем самым уменьшая его вес — и благодаря этому он движется более свободно.

фото 5
фото 6

 

Поэтому бывает, что разные варианты оснащения мормышки могут лучше работать или на подъеме, или на опускании. А если вспомнить про шайбы («крылышки» — фото 7), то там все еще сложнее и более выражено. Про толщину и состав материала даже можно и не говорить. Скажем, металлизированные тонкостенные шайбы фабричного производства или на резанные вручную из оплетки какого-то электрического провода — они будут двигаться очень по-разному. А ведь есть и такие немаловажные параметры, как их форма, месторасположение отверстия и его диаметр. В итоге представьте, сколько вариантов может существовать! И плюс ко всему этому бисер, «крылья» и т.д. можно совмещать (фото 8).

фото 7
фото 8

 

Нужно ли это вообще, и в каких именно случаях — отдельный разговор, но то, что они могут взаимоуничтожить все свои преимущества — это запросто и легко. О чем я хочу сказать? Всего должно быть в меру и не должно применяться, как попало — так, как нам понравилось просто на вид. Обязательно проверьте результат хотя бы в простой банке с водой, где даже можно, вдобавок к проверке колебаний, прослушать и звучание вашего варианта обвеса. Кроме всего вышеперечисленного, дополнительный обвес может изменять и «игру» самой мормышки. Например, силиконовые шарики, плотно насаженные на крючок, будут заметно тормозить его движение — парусить в воде. А металлическая цепочка послужит своеобразной дополнительной огрузкой — эдаким подвижным балансиром центра тяжести. А если на подвижные крючки «Медузы» насадить пенопластовые шарики? Представляете результат в сравнении с тяжелым стеклом? Ну а про излишки в количестве «крылышек»-шайбочек — и говорить нечего. В отношении их перебор теоретически вообще нежелателен, поскольку шайба по идее должна легко «порхать» вокруг крючка, минимально влияя на собственную «игру» мормышки. Но надо сказать, что теория часто расходится с практикой, и поэтому в «безнасадке» возможно очень многое — просто не стесняйтесь экспериментировать.

И вот неограниченное поле для экспериментов нам дают подвески, которые можно назвать «независимыми». Они могут двигаться очень отлично от движения самого корпуса мормышки, и зачастую это движение намного более привлекательно для рыбы, чем сама приманка. То есть, подвеска может работать почти самостоятельно, создавая свой рисунок «игры» и отдельную вибрацию. На данный момент известно много их видов, и все варианты заметно отличаются (фото 9). Объединяет подобные конструкции только одно: все они подвешены на крючке мормышки, через который мы управляем их «игрой» и колебаниями.

фото 9

 

То есть, если говорить грубо, мормышка в данном случае в большей степени выступает в роли ведущего, который передает (задает) нужное движение своему подопечному, а тот может выступать в такой связке уже в главной роли, если говорить о влиянии на рыбу. Подвески могут различаться как по количеству элементов, так и по их материалу, форме и, понятно, самой конструкцией. Все они играют по-разному, но суть одна: они самостоятельно привлекают рыбу и могут работать даже на обыкновенной мормышке. Хотя, естественно, и ее влияние не стоит недооценивать. В итоге: мормышка может привлекать рыбу с большого расстояния, а сама подвеска вступать в бой на ближней дистанции. Но надо учитывать, что любая подвеска требует своего подхода и персонального разлова на вашем водоеме. Это не волшебное средство, которое можно подвесить на кусок свинца с тройником — и, дергая как попало, наловить полный ящик рыбы за полчаса. В частности, подвеску «Серьга» я разловил только с третьей рыбалки, хотя предварительно опробовал ее дома и примерно определил для себя правильную игру ею. Только на практике оказалось, что эта игра — далеко не самая лучшая: на льду обнаружилось, что лучший вариант — это очень активная, резкая вибрация с самым медленным подъемом. Просмотрев через подводную камеру работу приманки, я увидел, что шайбы и бисер подвески при такой проводке скачут самым хаотичным образом, и, похоже, именно эти нервные движения выводили подлещика из равновесия и вынуждали схватить мормышку.

Приоритет техники

Но я незаметно ушел опять в детали оснащения, и надо все-таки вернуться к технике и тактике ловли, т.к. это порой намного важнее самих приманок и их усовершенствования. Приведу один показательный пример. Однажды весной на нашем городском пруду, при огромном скоплении народа и всеобщем бесклевье, я обратил внимание на мужичка, который уже более часа неподвижно сидел на одном месте. Когда я не удержался и подошел, он «по секрету» показал мне почти полный ящик подлещика. Ничего необычного в этом я не увидел — и решил, что подлещик просто сконцентрировался в одном месте, тем более ловил он на самого обыкновенного магазинного «Чертика». Но потом, когда он показал, как именно ловит, я понял, что дело, скорее всего, не в этом. Его техника выглядела так: медленный подъем «Чертика» от дна на 3 — 5 см, с очень аккуратными качаниями — и сразу опускание с такой же игрой. И так вверх-вниз, без остановок и перерывов, пока не следовала поклевка. То есть, он попросту издевался на рыбой, монотонно водя у нее перед носом своей приманкой. Я тут же вернулся на свои лунки — и на десятом — пятнадцатом подъеме заметил легкое прикосновение. Подсечка — есть! В данном случае одним из главных факторов оказалась монотонность игры, без малейших сбоев, любой из который может свести на нет всю ранее проведенную комбинацию. Это очень важно не только в этом случае, а и вообще во всей безнасадочной ловле. Но не для всей рыбы обязательны такие правила. Например, окунь прощает многое, и даже нередко любит разнообразие — частую смену проводок. Мне поневоле приходится учиться ловить его в спортивном темпе при ловле живца на жерлицу. Вот тогда в ход идет весь арсенал как снастей, так и приемов ловли. Именно поэтому на жерличную рыбалку я беру с собой десяток снаряженных удилищ с разными мормышками. И что самое важное — основное количество окуней обычно ловится именно на «безнасадку», несмотря на то, что по ходу применяю и подсадку — от репейника до головки мотыля.

фото 10 фото 11
фото 12

 

Вот примерный сценарий подобной ловли в самом сложном (бесклевном) варианте. Раннее утро. На этом озере окунь до половины десятого утра обычно совсем ни на что не реагирует, но все же нам надо его поймать — время щучьего жора стремительно тает. Сначала в ход идет небольшой «голый» (без подсадки) «Чертик». Первая проводка — мелкая, аккуратная игра, с медленным подъемом на 5 — 7 см с последующим падением приманки на дно. И так 5 раз. Обычно окунь все же не выдерживает этой однообразной игры — и на очередном подъеме трогает «Чертика» губами. Но не подсекается. Хотя главное сделано — известно, что окунь здесь есть. Далее следует смена игры на более энергичную. Опять невысокий подъем (утром окунь здесь стоит у дна), но уже с большой амплитудой и частотой. Еще несколько однообразных подъемов, с последним — высотой до метра. В этом случае есть шанс на более уверенную поклевку. Если реакции нет — значит, на этой лунке и с данной приманкой терять время больше не стоит. Окунь пока совсем пассивный, он мормышку оценил и быстро потерял к ней интерес (это не мои домыслы, а результаты подводных наблюдений). Помочь может только смена приманки — например, легкого «Чертика» (фото 11) на вольфрамовую «Медузу» с подвижными крючками (фото 12). Откидываем в сторону одно удилище и быстро разматываем нужное. Первые 3 проводки — опять с простой аккуратной игрой, потом одна плавно-замедленнная и последняя — высокочастотная, вплоть до самого мелкого «дриблинга». То есть, быстро прогоняем все основные виды проводок, надеясь именно на смену приманки. Если по-прежнему результата нет, то «Медузу», не сматывая лески, также откладываем на лед. Она пригодится позже.

фото 13Бежим на соседнюю лунку, поскольку окунь под этой лункой уже в полном «отказе» — и удивить его чем-то сложно. На новой лунке первым опускаем опять «Чертика», и вновь пробуем такой же сценарий действий. Это проверка на наличие и активность окуня в данной точке. Если окунь под лункой есть, он обязательно затронет мормышку. И очень важно проводить проверку «Чертиком» именно «голым» (проверка с мотылем не эффективна в то время, когда у рыбы нет аппетита — и она все живое просто игнорирует). Проверили. Поклевки есть, но очень слабые. Значит, что-то не так. Пробуем ловить на мормышку, максимально отличную по форме от «Чертика». В ход идет самая мелкая «Дробинка» с одной белой бусинкой и золотистым окрасом, т.к. еще сумеречно и света подо льдом маловато. Игра сначала — самая аккуратная, с паузами, потом — наоборот, активная. Если ничего не помогает, переходим опять на «Чертика» или «Медузу», только другой формы. В итоге неизбежно находится рабочий вариант. Все действо, что я описал выше, занимает всего минут десять. За это время определяемся, на что лучше реагирует окунь. Затем, если мормышка сегодня не в почете (т.е. у нее нет явного преимущества), ловим лишь «Чертиком». Он все-таки самый эффективный, хотя, нельзя не сказать, сходов с него больше. Если вы применяете и подсадку, то может создаться иллюзия, что с мотылем клюет лучше, но это не так! В двух третях случаев почти всего живца я ловлю на «Чертика» как раз «голого». Сначала окунь капризничает, но когда получается ввести рыбу в раж, она начинает уверенно хватать подряд на любые проводки. Только все надо делать быстро, стараясь максимально быстро опустить мормышку под лед. И, как видите, в моем примере нет великого множества моделей мормышек, и объясняется это все очень просто. Есть приманки, какие нам полюбились сразу — и мы их используем часто, т.к. попросту в них верим. Соответственно, экспериментальным путем мы изучаем все возможности этих моделей — и первыми запускаем в ход уже ранее проверенные варианты игры. И они у нас сразу ловят. То есть — срабатывает стереотип, который, кстати, победить очень сложно. Но попробуйте разловить новую модель — и результат вас может очень порадовать. К примеру, одна из мормышек, что мне приглянулась чисто визуально еще при покупке своей своеобразной формой, долго лежала без дела в коробке, пока не настал момент «X»: я ждал жерличного флага — и просто от безделья перебирал мормышки, испытывая в лунке все новые варианты. И вот эта «гирлянда» вдруг меня очень удивила (фото 13). Разловив тогда эту модель на окушках и мелкой плотве, позже я поставил ее в первый ряд именно для ловли крупного окуня и плотвы. Хотя изначально абсолютно в нее не верил. И сколько подобных сюрпризов было в моей практике.

Резюме

Но все-таки, как не крути, истина очень проста и правильна, не зря же она повторяется уже в тысячный раз. Главное — не приманка, а способ ее применения. Что бы кто ни говорил, а это самое главное. Опытный рыболов может пользоваться всего пятью мормышками — и ловить ими очень хорошо во многих условиях, поскольку знает, что с ними надо делать. А перебор с количеством снастей, излишнее им поклонение может дать обратный эффект. Мой совет начинающим безнасадочникам: оснастите 5 удилищ мормышками, максимально отличающимися по всем параметрам, но наиболее близко подходящим к вашим условиям. Каждый вариант приманки оборудуйте леской и кивком, соответствующим ее массе и размеру. Насверлите побольше лунок, прикормите их небольшим количеством мотыля — и как можно больше по ним перемещайтесь, постоянно меняя снасти. Не зацикливайтесь на каких-то рекомендованных проводках, больше экспериментируйте, соблюдая только основные правила. Делайте все аккуратно, не забывая, что любое движение сторожка передается на мормышку — и может необратимо все испортить. Пытайтесь представить, что происходит на дне, и старайтесь раздразнить рыбу, а не просто поймать ее. Применяйте комбинации проводок и делайте их максимально идентичными в каждой серии. Это очень важно. Ну и конечно не забывайте, что любая модель мормышки требует своего подхода — персонально разлова и способа применения. Удачи на льду!


М. Яруллин
"Спортивное рыболовство № 12 - 2010г."


В тему:
- ОНЛАЙН ВИДЕО про рыбалку
- ФОТОГАЛЕРЕЯ: Девушки на рыбалке
- ФОТОГАЛЕРЕЯ: Карикатура про рыбалку




Loading...